Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация
banner-a4808187a91a15f592f0131cf3a043f5.png
   


К 75-летию прорыва блокады Ленинграда... 27.01.2019

К 75-летию прорыва блокады Ленинграда...

Моя вторая родина – Ишимская земля

У каждого человека есть памятные места, которые ему особенно дороги. Для меня такими местами являются Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где я родился и вырос, и Ишимская земля, где меня приютили и спасли во время войны.

…В августе 1941 года немцы походили всё ближе к Ленинграду. Началась эвакуация детей из города. Отправляли их без родителей. Тогда казалось, что мы уезжаем ненадолго, что война скоро закончится.

Сначала поезд привёз нас на станцию Нерехта, что недалеко от Ярославля. Но обстановка на фронте ухудшалась. С 8 сентября враги взяли Ленинград в кольцо блокады. Немецкие самолёты долетали и до тех краёв, где мы жили. Нас отправили дальше на восток.

Поезд подолгу стоял на станциях и разъездах, пропуская военные эшелоны. Однажды утром мы проснулись и увидели, что вагон отцеплен, а вокруг, насколько только видит глаз, заснеженная степь.

Это - Сибирь. В то время Омская область. Ишимский район.

Вечером нас, накрытых тулупами, на санях увезли в село Шаблыкино, где нам предстояло прожить два с половиной года.

Для интерната было выделено помещение школы. Всего нас было 35 человек, в основном – дети младшего школьного возраста. Я – восьмилетка, учился во втором классе. Заведовала интернатом Екатерина Петровна Фиалко, женщина энергичная и очень красивая.
А родной Ленинград переживал самую страшную голодную зиму 1941-1942 года. Нет света, воды, тепла. Ежедневные бомбёжки и артобстрелы города из дальнобойных орудий ведут к многочисленным жертвам. Всего за 900 дней блокады в трёхмиллионном городе погибло около миллиона человек. Вот от чего спасла нас Родина и дорогие жители Шаблыкино в эти военные годы!

Жизнь в интернате была размеренной и организованной, насколько можно было её организовать во время войны. Интернат находился на государственном обеспечении. Очень помогали сельские жители.

Продолжалась учёба в школе. Учились мы вместе с сельскими ребятами. Были трудности с учебниками, тетрадями, чернилами, но мы их и не замечали. Считалось, что так и нужно.

Помнится, что проблемой была стрижка воспитанников. Парикмахерской в селе не было. Мастеров тоже не наблюдалось, да и среди воспитателей никто способностей цирюльника не проявлял. И директор приняла решение: старшие стригут младших!
Как сейчас вижу сцену: несколько табуреток, а на них сидят малыши с лохматыми головами. Ребята постарше, лет 9-10, с ножницами в руках колдуют над ними. Модель одна – наголо.

Была зима, и стемнело быстро. Стрижку пришлось прекратить, не обращая внимания на то, что ещё не все и не полностью подстрижены.

Увидев друг друга утром, мы долго смеялись. У некоторых была выстрижена только часть головы, и это всех веселило. Ведь мы были детьми, и даже в самое тягостное время находили силы для шуток.

Запомнился храм в центре села, рядом со школой. Он был закрыт на большой амбарный замок. В нём хранились остатки зерна и какие-то сельскохозяйственные приспособления. Весной над куполами кружили и каркали стаи ворон, по улице бежали ручьи, а в воздухе стоял неповторимый запах оттаивающей земли.

Зимой мы носились на санках по крутогору, что открывается к югу от школы перед речкой. Летом купались в небольшом пруду в конце села. Здесь я научился плавать.

Запомнилась ещё одна зимняя картина: улица освещена лунным светом, а в конце, на окраине – силуэты волков.

Несмотря на возраст, мы много трудились на земле. Помогали колхозу в сборе колосков и прополке. У интерната также был небольшой огород, в котором выращивали овощи для столовой.

Имелся у нас и небольшой «зоопарк» – собака Жучка, сорока Серёга и филин Филя.

Жители села относились к нам заботливо и дружелюбно. Только один раз мы их всё-таки огорчили. А виноват во всём Филя. Из немощного птенца он постепенно вырос во взрослого хищника, который начал летать и охотиться на домашнюю птицу.

27 января 1944 года наши войска прорвали блокаду Ленинграда!

Случилось так, что наш интернат одним из первых, если не первым, возвращался в родной город уже в середине апреля 1944 года.

Нас снова посадили в вагон на разъезде № 40. У путей металась и скулила Жучка. Она чувствовала, что мы уезжаем, просилась к нам. Дети прилипли к окнам, некоторые плакали. И Екатерина Петровна дала команду: «Пустить в вагон!». Через мгновение Жучка уже радостно облизывала наших ребят.

Поезд в Ленинград шёл больше недели. Мы прибыли на Московский вокзал 1 мая 1944 года.

Когда я в первый раз вышел на улицу с Жучкой, то все вокруг оборачивались, останавливались и радовались. Ведь в городе не было ни собак, ни кошек, ни даже голубей, все они были съедены в блокаду…

Судьба моя сложилась, как и у многих сверстников. Окончил школу, затем, с отличием – Высшее военно-морское училище связи им. А.С.Попова. Был направлен на службу в Научно-исследовательский институт связи ВМФ. Через 4 года переведён в Центральный научно-исследовательский институт связи Министерства обороны в Москву. В 1992 году вышел в отставку. Таким образом, моя служба и деятельность была посвящена науке. В ней я нашёл и интерес и радость.

Всю жизнь вспоминал о Ишиме и Шаблыкино. Мечтал посетить эти места, но мечта казалась несбыточной. И вот, когда мне уже исполнилось 80 лет, она сбылась! Я узнал из Интернета о том, что в Тюмени и Ишиме готовится двухтомный сборник «Согретые Сибирью» и о том, что в конце января 2014 года состоится презентация этой книги. Написал письмо одному из инициаторов издания – Владимиру Ивановичу Озолину. Получил приглашение. И вот утром 28 января мы с женой Валентиной Максимовной вышли на перрон ишимского вокзала.

На улице стоял трескучий мороз, но нас встретили тепло. Программа была очень насыщенной: открытие памятных досок в Ишиме, Шаблыкино и Ларихе, презентация книги в администрации города, встречи с юными историками в школе № 1 и членами литературного общества «Парус» в Культурном центре П.П.Ершова, участие в торжественном собрании, посвящённом 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Это была не просто поездка по интересным местам, это была встреча с юностью, с дорогими мне местами, с замечательными людьми.

Это была встреча с моей второй Родиной! Это было СЧАСТЬЕ!

Вячеслав Михайлович Якунин, г. Москва.
(Журнал «Конёк-Горбунок», № 14, 2014 год)

Количество показов: 1719
Рубрика: Личности


Возврат к списку




       



Поиск на сайте г Ишим

 


Курсы валют в Ишиме


Объявления в Ишиме

4.jpg
Погода в Ишиме
Доска объявлений в Ишиме