Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация
banner-a4808187a91a15f592f0131cf3a043f5.png
   


Ишим в Соцсетях 

1vk.jpg 1ok.jpg
Афиша Ишим

Реклама в Ишиме
infodom.jpg 

Наши партнеры


Реклама в Ишиме 

8-902-815-6972

Из истории Ишима
Первобытная культура Приишимья 24.06.2014

Первобытная культура Приишимья

Археологи появление человека в целом на территории Западной Сибири относят к эпохе древнего каменного века, т. е. более 20 тыс. лет назад. 
Раскопки самой ранней стоянки человека Катенька свидетельствуют о том, что древние люди занимались охотой, рыболовством и собирательством. Жили в легких наземных жилищах, мигрировали вслед за добычей. Изготовляли изделия из камня: скребки, резцы, ножевидные пластинки разных размеров, которые вставлялись в пазы костяных или деревянных основ, использовались как вкладыши составных орудий - наконечников копий или ножей.
В эпоху боборыкинской культуры мужчины занимались охотой (лось, северный олень, медведь, куница, барсук и др.) и рыбной ловлей (окунь, щука, карповые виды), женщины делали посуду из глины, обрабатывали шкуры, плели сети из дикой конопли и крапивы, ткали полотна, шили одежду. Появляется новая обработка камня - шлифование, пиление и сверление. Это позволило изготавливать более совершенные орудия охоты и труда. Развивается керамическое производство, плоскодонная и круглодонная посуда орнаментируется горизонтальными и наклонными рядами мелких, неглубоких ямок.
В эпоху андроновской культуры население заметно возрастает за счет мигрантов, осваивает производящие отрасли экономики - скотоводство и земледелие. Но к VIII в. до н. э. климат становится более холодным и влажным. Часты половодья, пойменные луга остаются подолгу затоплены. Меняется облик лесостепи, сокращаются свободные пространства. Это приводит к кризису позднебронзового скотоводческого хозяйства. Климатические изменения способствуют миграции на юг населения с севера.
К нач. II века н. э. наивысшего расцвета достигает саргатская культура. Велось многоотраслевое хозяйство, население переходит на оседлый образ жизни.
Первое тысячелетие новой эры
В период саргатской культуры отмечаются подъем производства и увеличение прибавочного продукта, что привело к расслоению населения. Появляется предгосударственное образование с воинами и военными вождями и рядовыми общинниками. Создаются хорошо укрепленные городища и курганные могильники, среди которых выделяются сооружения до нескольких метров высотой. Саргатцы вели обширную торговлю со Средней Азией, Индией, Китаем. В захоронениях потчевашской культуры найдены пряжки и накладки поясных наборов, железные серпы, китайские монеты.
В IX в. через степи Западной Сибири на Запад продвигаются вытесненные монголами с исконных алтайских земель тюркские племена кипчаков. Лесостепные племена угров частично оттесняются в северные районы, а частью ассимилируются вторгшимися племенами. Началось формирование новой этнической группы - тюркоязычные татары Западной Сибири. 
Прочные торговые связи Тюменского, а потом и Сибирского ханства со Средней Азией пролегали вдоль реки Ишим. Горная система Урала выступала естественным рубежом, обособлявшим Западную Сибирь от влияния русского Приуралья. Формирование постоянного населения на территории вдоль Ишима связано с миграцией в данный район в XII-XV вв. кочевых и оседлых тюрок из степной зоны и Средней Азии. Для формирования населения важными были проникновение и адаптация степных с юга и лесных с севера племен к ландшафтам территории. Древнесамодийское и угорское население проникало до лесостепи, где была возможность ведения разных типов хозяйств (скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля и т. п.). Интенсивность таких связей зависела от экономического спроса на ряд товаров.
Заселение территории русскими
С приходом в кон. XVI в. на территорию Зауралья русских начинается новый период в истории Сибири. Чтобы утвердиться на новых землях, русским необходимо было ставить города, заселять территорию, укреплять оборону от кочевых народов юга. Приишимье было пограничной зоной, отделявшей основную территорию от беспокойного юга. Наследниками Кучума, джунгарами и калмыками неоднократно угонялись отдельные группы населения, о чем свидетельствовала созданная в середине XVII в. «Повесть о городах Таре и Тюмени».
Ко времени прихода русских на юге Сибири лишь незначительная часть ее населения вела оседлый образ жизни. В переселении русских за Урал и заселении ими территории юга выделяют два процесса: правительственную колонизацию, которая включала в себя мероприятия по освоению земель по инициативе и под руководством государственной администрации, и вольнонародную колонизацию, выразившуюся в добровольном и стихийном заселении региона русскими. Заселение территории производилось служивыми людьми (казаки, стрельцы, дети боярские, сибирские дворяне), купцами, крестьянами (черносошные и монастырские). К кон. XVII в. по численности преобладало крестьянское население.
При устройстве опорных пунктов учитывались географические и то-пографические условия для поддержания связей с основными центрами колонизации, выпаса скота, ловли рыбы, охоты, освоения пашни и не в последнюю очередь - для обороны. Поселение всегда стояло на реке, примыкало к излучине, болоту или оврагу и дополнительно укреплялось рвами, валами, насыпями. Очень удачным местом для возведения селения были бугры и крутояры. Переселение на новое место было рискованным. С собой вели лошадей, крупный рогатый скот, овец, везли орудия труда и семена известных культур.
С увеличением русского земледельческого населения становилась актуальной охрана их поселений и хозяйств. Создавались засечные линии, опорными пунктами которых были крепости или остроги, где размещался военный гарнизон.




источник: Энциклопедия города Ишим

Теги: Первобытная культура Ишима
Раздел:Новости

Возврат к списку

       



Поиск на сайте г Ишим

 


Курсы валют в Ишиме


Объявления в Ишиме

4.jpg
Погода в Ишиме
Доска объявлений в Ишиме