Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
  Войти      Регистрация
banner-a4808187a91a15f592f0131cf3a043f5.png
   


Метели, вьюги задувают, всех в валенки обувают

Метели, вьюги задувают, всех в валенки обувают

С расхожими фразами: «Сибирский валенок», «Прост как валенок», «Не мытьём, так катаньем», «В пим дырявый», «Тупой как сибирский валенок» - связан рассказ «Как баба пимы удумала», записанный фольклористами в 1986 году: «Было это в те времена, когда сибиряки про пимы не ведали. Жил в одном селе мужик. Летом рыбу ловил, зимой зверя бил. На хлеб-соль зарабатывал, да и на другое что оставалось. Только зимой за зверем в сапогах трудно ходить. Вот он и заказал своей бабе шерстяные носки связать.

А жена у него пустая бабёнка была: как встала с постели, так пошла по деревне языком чесать. Вот, муж раз напомнил про носки, а она ему: «Только шерсть спряла». Другой раз напомнил - опять: «Уже вязать начала!»

А тут все сроки прошли. Что делать? Баба долго не думала: затопила баню, нагрела воды, да в горячей воде шерсть запарила. Чулком сделала - и сушить.

Жёсткие чулки получились: мужик их в сапоги, да куда там! Вот и стал он их без другой обувки носить. И вот ведь что: хоть неказистые, а тёплые оказались!»

Быличка эта была записана в одной из деревень Ишимского района и является доказательством того, что народ интуитивно чувствует, где настоящая родина сибирского валенка. Потому и проводит Ишимский историко-краеведческий музей каждый год в декабре «Праздник валенка» (в 2009 году - 18 декабря). По окончании праздника фонды музея пополняются потрясающими эксклюзивными образцами украшенных валенок, увидеть которые можно как в залах музея, так и на сайте музея.

До недавнего времени валенки являлись основной зимней обувью сибиряка, а некоторые до сих пор предпочитают их сапогам. Недаром в народе сложилась поговорка: «Сибиряк не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается». Эту мудрость знал и знаменитый русский писатель А.П. Чехов. Май 1890 года выдался сырым и холодным, и Антон Павлович, проезжая в это время через Ишим, так замёрз, что вынужден был купить в нашем городе валенки, чтобы как-то согреть ноги. В ишимских валенках писатель проделал путь до самого Томска, пока не предназначенная для весенней распутицы обувь наконец не раскисла от сырости и грязи.

В каждой российской губернии валяную обувь, изобретённую сибиряками, называли по-своему: валежки, валенцы, катанки... У нас, в Ишимском районе, валенки называют и катанками, и чёсанками, и пимами. Причём старики могут объяснить, чем каждый из видов отличается от другого. В фондах музея хранятся уникальные фотографии с изображением модных в начале ХХ века сибирских валенок с высокими надколенными бортами. Эта обувь была настолько уважаема в народе, что её одевали даже в особо торжественных случаях. О чём говорит уже тот факт, что фотографироваться в салон мужчины приходили в самых парадных одеждах и, естественно, самой парадной обуви - в валенках.

Ремесло пимоката, как и его изделия, достойно уважения и особого почитания: тепло валяная обувь хранит не только благодаря шерсти животных, но и теплу рук мастера, катающего валенки.

Особенно выручили сибиряков пимы в годы Великой Отечественной войны. Когда сибирские дивизии, готовясь защищать Сталинград, появились на улицах Москвы - крепкие, как на подбор, в добротных полушубках и валенках, москвичи поверили, что Советская Армия ещё сильна, и эти сибирские парни смогут отстоять Родину. И отстояли! Фронтовикам в валенках было, конечно, тепло, но шерстяная обувь намокала от снега, и её нужно было сушить, а в окопах и землянках сделать это было очень трудно. И Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин» писал: «Что ты валенки мне хвалишь?/ Разреши-ка доложить./ Хороши? А где сушить?» Однако, на многих фотографиях и рисунках, запечатлевших военную хронику, солдаты обуты в добротные сибирские валенки.

На ишимской земле (в городе, деревнях и соседних районах) всегда были кустарные производства валенок. Об этом рассказывают документы из архива МУК «Ишимский историко-краеведческий музей» и ГУТО «Государственный архив в г. Ишиме».

В 1944 году в Ишиме построен пимокатный завод, где изготавливали валенки не только по государственному плану, но и по заказу горожан из шерсти заказчика (её называли «давальческое сырьё»). До того времени валянием пимов занимались в артели им. Ильича и артели «Объединение». В военные и послевоенные годы семьи фронтовиков обеспечивались валяной обувью в первую очередь, а Ишимский Совет депутатов трудящихся настаивал, чтобы на декабрь каждого года пимокаты изготавливали до 300 пар дамских и детских валенок и передавали их в торговую сеть города. Кстати, райпромкомбинат, в ведомстве которого находился пимокатный завод, принимал заказы не только на валенки, но и на заливку галош для них.

Если учесть, что зимы 1940-х годов были особенно суровыми, а о газе в то время и не мечтали, то у сибиряков было два основных источника тепла: шерсть и дрова. Причём, ещё вопрос: что важнее? Чтобы добыть дрова, необходимо было облачиться в овечьи тулупы и валенки из овечьей шерсти. В том их ценность. Доходило до абсурда: чтобы получить от гортопа (организация, занимающаяся заготовкой дров для нужд города) топливо вне очереди, ишимцы отдавали порою три пары валенок за один кубометр дров.

Закончилась война, но валенки не утратили своей актуальности. В 1960, -70, -80-е годы для многих сибиряков валенки были единственной зимней обувью. Только в 1990-е годы с коренными переменами в экономике страны появилась возможность изменить старой привычке облачаться в валенки «и в пир, и в мир...». Однако для тех, кто по долгу службы вынужден находиться на морозе продолжительное время, валенки до сих пор являются наиболее приемлемой зимней обувью. Службы ремонта, охраны, МЧС получают чуни (валенки с калошами) в комплекте со спецодеждой. Таким образом, только на Ишим каждые два года государство выделяет более двух тысяч пар валенок фабричного производства.

Новый XXI век возродил прошлые традиции: на прилавках магазинов - богатый ассортимент сибирских валенок для модниц. Вышитые, вырезанные, украшенные, они прочно вошли в моду, и современные красавицы гордо дефилируют в них по подиуму. Современные валенки разнообразны по дизайну и размерам. Существует в России валенок-гигант, около двух метров в подошве, и валенок-лилипут, с десятикопеечную монету. Ишимские мастера могут скатать валеночки со спичечный коробок.


 Комитет культуры администрации г.Ишима

Количество показов: 21644
Автор:  Ольга САМСОНОВА ("Ишимская правда", 2.01.2010).
Рубрика: Культура


Возврат к списку




       



Поиск на сайте г Ишим

 


Курсы валют в Ишиме


Объявления в Ишиме

4.jpg
Погода в Ишиме
Доска объявлений в Ишиме