В отчёте о постройке дороги говорится, что правильное движение на ней открыто 1 ноября 1913 г. Дорога проходила в пределах Тобольской губернии и только на расстоянии около сорока вёрст от конечного пункта - станции Куломзино (бывший Омск-пост) Сибирской дороги - в Омском уезде Акмолинской области, по землям Сибирского казачьего войска.
[spoiler]
Места расположения станций были избраны по возможности вблизи населённых мест и надёжных источников воды. Из тринадцати станций три - Вагай, Ишим, Называевская - третьего класса, десять остальных - четвёртого.
Сообщалось, что в северо-западной своей части линия идёт по населённой местности и одиннадцать раз пересекает Сибирский тракт, проходя через города Ялуторовск и Ишим. Эта часть линии обслуживает район больших сёл с русским населением из старожилов.
В юго-восточной части, оставляя тракт на севере, дорога идёт прямо к Омску по степной местности, изобилующей озёрами, болотами и отдельными участками мелкого леса. Население состоит из киргизов и татар, редки русские селения, и лишь близ реки Иртыш линия вступает в район казачьих земель и селений немцев-колонистов.
На всей линии жители имеют основным промыслом земледелие и скотоводство, особенно развитое для маслоделия около северо-западной части линии, и производства мяса в районе юго-восточной.
Мукомольным делом и торговлей хлебом особенно славятся станции Ялуторовск, Заводоуковская, Вагай, Омутинская, Ишим, Называевская и Любинская, где имеются паровые мельницы.
Публикуется по: Вячеслав Коптелов. Железная дорога Тюмень - Омск / Ишим: историко-культурологический. литературно-художественный альманах "Тобольск и вся Сибирь", кн. № 29, 2017.
Сибирский ЛистокЪ