После уборки леса сразу приступали к возведению земляного полотна, грунт перемещали ручными тачками или на лошадях грабарками, очень удобными при разгрузке и вмещавшими до 30 пудов.
[spoiler]
Крестьяне широко использовали сдачу в аренду рабочих лошадей. Чтобы не терять времени на проезд к месту работы, выезжали семьями, пригоняя лошадей и коров и становясь табором. С такими рабочими подрядчик не имел заботы о питании, жилище и медицинском обслуживании. Продолжительность рабочего дня на трассе определяла сама бригада, и был он не менее двенадцати часов - весь световой день.
Железнодорожный путь для рабочих поездов от Тюмени до станции Омск-пост протяжённостью 567 км был построен за два с половиной года. В декабре 1911 г. было открыто рабочее движение. (Для сравнения: 220-километровый участок от Войновки до Тобольска 62 года спустя был построен в такой же мере готовности за полтора года с применением передовой техники.) Высокие темпы подрядных работ объясняются тем, что артели крестьян, многочисленные по составу и скреплённые родственными отношениями, шли работать, чтобы хорошо заработать, а сдача в срок объектов положительно влияла на доходы руководителей, подрядчика и технического персонала.
Публикуется по: Вячеслав Коптелов. Железная дорога Тюмень - Омск / Ишим: историко-культурологический. литературно-художественный альманах "Тобольск и вся Сибирь", кн. № 29, 2017.
Сибирский ЛистокЪ