При строительстве Тюмень-Омской дороги подрядные работы обычно начинались так. Подрядчик, заключив в Управлении договор на выполнение работ по объёмам, срокам и расценкам и получив документацию и разрешение на отвод земель, а также право на кредиты, выезжал с представителем власти (жандармом) в деревни и сёла, ближайшие к трассе будущей дороги. Предъявив сельскому старосте документы, назначали сельский сход, на котором обсуждали предстоящую работу и оплату. Таким образом, подрядчик, объехав свой участок, мог определить, сколько рабочих он найдёт на месте, а сколько нужно нанимать на стороне.
Сибирские крестьяне, хотя и жили зажиточно, в наличных деньгах всегда имели нужду - для уплаты налога и на внутрихозяйственные расходы. Поэтому на дополнительные заработки, тем более недалеко от дома, не в ущерб основным сельхозработам, шли охотно.
По рассказам Трехлебова, участника строительства дороги, первыми подрядными работами были вырубка леса и корчевание пней. Всегда было много желающих, так как после вырубки лес поступал в распродажу, а он крестьянину всегда был нужен на дрова и постройку.
В полосе отчуждения шириной 30 саженей (63 м) сваленный лес сортировался на строительный и дровяной, сучья сжигались, пеньки выкорчёвывались и складывались в кучи, ямы заваливали землёй и трамбовали её.
К назначенному сроку окончания работ полоса отчуждения представляла собой дровяной склад на большом протяжении. Все ждали приезда подрядчика, которого называли «господин инженер».
Приехавший для приёмки работ и расчёта инженер, сидя в бричке, заслушивал доклад мастера или десятника о том, что работа на этом участке закончена, всё сделано по правилам и можно производить расчёт.
Конечным результатом, единицей измерения был пенёк, за который платили 5 копеек. Были случаи, когда пеньки корчевали на стороне и несли в общую кучу. После подсчёта пеньков и проверки работ, определив общую сумму заработка, инженер продавал строевой и дровяной лес этой артели по льготной цене
Публикуется по: Вячеслав Коптелов. Железная дорога Тюмень - Омск / Ишим: историко-культурологический. литературно-художественный альманах "Тобольск и вся Сибирь", кн. № 29, 2017.
Фото: С. М. Прокудин-Горский. Профиль строящегося через Тобол железнодорожного моста. 1912 год.
Сибирский ЛистокЪ