В Ишиме иначе, чем в Тюмени и в других местах, решаются оконные обрамления. Наибольшее развитие получили наличники с высокой венчающей частью, ограниченной прямыми или криволинейными элементами.
Внимание мастеров сосредоточено на украшении верхней части наличника, на создании интересного по силуэту очелья. Не случайно самой распространённой формой его является фигурный фронтон, завершённый живописно изогнутыми волютами; то высокими и крутыми, то низкими и плавными, чаще всего с мелкими завитками, напоминающими плотный, тугой бутон или переходящими в розетку с многолепестковым соцветием.
[spoiler]
Характерной особенностью таких наличников можно назвать детализированную проработку дуг карниза тонкими профилями. Основная дуга волюты словно даёт «рябь» по фронтону наличника, повторяясь в его карнизе многократно. В узкое пространство между завитками часто включаются разнообразные элементы в виде мелких стилизованных раковин или пальметок. Тонко прорисованный наличник, даже лишённый орнаментальных украшений, создаёт особое благородство декора.
В Ишиме встречаются как гладкие, без резьбы, фронтоны, так и декорированные резьбой. Резной орнамент не превалирует над общей композицией, а служит дополнительным средством художественной выразительности наличника. Часто окна дополняют большие полосатые ставни - жалюзи. Эта «южная» деталь, привнесённая переселенцами в отдалённый сибирский городок, как-то очень органично вросла в его дома, накладывая на них своеобразный отпечаток.
Публикуется по статье Елены Козловой-Афанасьевой "Резное узорочье" // Ишим: историко-культурологический. литературно-художественный альманах "Тобольск и вся Сибирь", кн. № 29, 2017.